Туристический бум в Албании замедляется. Рост цен, неразвитая инфраструктура и проблемы с утилизацией отходов отпугивают туристов.
На «европейских Мальдивах», ещё недавно массово рекламируемых разнообразными инфлюэнсерами, наметился кризис. Албанский мираж развеивается: страна, пережившая туристический бум в последние годы, сталкивается с серьезным замедлением роста числа посетителей и доходов от туризма. К 2025 году страна рискует потерять статус одной из самых популярных и доступных туристических точек на карте Европы.
По данным Национального статистического агентства (INSTAT), с января по август 2025 года Албанию посетили 8,34 миллиона иностранных туристов, что на 2,49% больше, чем за аналогичный период 2024 года (8,14 миллиона). Безусловно, цифры впечатляют, особенно если учесть, что по сравнению с 2019 годом этот показатель вырос более чем на 79%. Однако, по мнению экспертов, темпы роста замедляются, и страна стоит на пороге серьезных перемен.
Отметим, что в основном страну посещали туристы из соседних стран — и их сокращение составило около 150 000 человек. При этом, число туристов из Германии, Франции, Польши и Великобритании остается высоким, что свидетельствует о перераспределении туристических потоков. Но основной причиной роста популярности Албании стали низкие цены — а с этим как раз и возникают проблемы. В южных туристических районах в летний сезон цены выросли на 12–20%, что, по мнению экспертов, отпугивает потенциальных туристов. На этом фоне продвигающие Албанию европейцы внезапно заметили и другие проблемы направления — такие как неразвитая инфраструктура, низкие стандарты утилизации отходов и стремительный рост цен. Немаловажную роль играют и «серые» схемы, такие как завышенные цены в любом заведении и нестабильное качество обслуживания. Эти факторы негативно сказываются на имидже страны и подрывают доверие туристов.
Эксперты считают, что проблема кроется в поведении рынка и отсутствии подотчетности внутри сектора, а не в государственной политике. Представители отрасли предупреждают, что Албания может утратить статус доступного места отдыха на Адриатике, если не решит эти структурные проблемы, особенно учитывая, что соседние страны – Черногория и Греция – активно инвестируют в развитие туризма.
Стоит отметить, что совсем недавно Албания переживала настоящий туристический бум. Как писал Турпром, согласно данным Министерства туризма Албании, количество иностранных туристов в период с 2015 по 2024 год выросло почти втрое – с 4,1 миллиона до более чем 11,6 миллиона человек. Среднегодовой темп прироста составил впечатляющие 12,2%. Этот взрывной рост обусловлен живописным Адриатическим и Ионическим побережьем, нетронутой природой, привлекательными ценами и улучшением транспортной доступности. Ключевую роль в популяризации Албании сыграли бюджетные авиакомпании, такие как Wizz Air и Ryanair. Это привлекает в основном европейских туристов, для которых Албания была разрекламирована как самая дешевая страна.
Наибольший поток туристов приходится на соседние страны – Италию, Черногорию и Грецию. Однако в последнее время наблюдается увеличение числа посетителей из Западной Европы и США. Тем более, что Албанию активно рекламировали разнообразные блогеры, называя Албанию «европейскими Мальдивами», и уверяя, что там «лучше Таиланда» — в основном хвалили они Албанскую Ривьеру с её городами Ксамил, Саранда и Дхерми, которую сравнивают с греческими и хорватскими курортами, но с более демократичными ценами. Но вот именно с ценами-то и возникла проблема. Так что у Албании есть «все шансы» пойти по пути Турции, чтобы «европейские Мальдивы» превратились в упущенную возможность. А туристы, ищущие дешёвых направлений, побегут ещё куда-нибудь — в тот же Египет.
Яна Вараксина
Источник