Еврокомиссия планирует изменения в директиве о пакетных турах, что может обернуться бюрократическим бременем для отрасли и поставить под угрозу существующие бизнес-модели.
В преддверии решающих изменений в европейском законодательстве о туризме, президент Немецкой туристической ассоциации (DRV) Норберт Фибиг выразил серьёзную обеспокоенность по поводу планов Европейской комиссии относительно реформирования Директивы о пакетных турах. Выступая на Конгрессе ДРВ в Берлине, он заявил, что предлагаемые нововведения «поставят под угрозу устоявшиеся бизнес-модели и обременят отрасль ненужной бюрократией».
«Это совершенно нереально при таком количестве постоянно растущих норм», – подчеркнул Фибиг, цитируя канцлера Мерца: «Так продолжаться не может – я полностью согласен». По его мнению, сектору необходимы логичные и справедливые правила, которые не станут препятствовать конкуренции и ущемлять свободу предпринимательства.
Особую тревогу у президента DRV вызывает расширение права отмены заказа и ограничения на комбинирование различных услуг в рамках каналов продаж. «В нынешнем виде это неприемлемо», – категорично заявил Фибиг, подчёркивая, что турагентства должны обладать гибкостью в удовлетворении запросов клиентов, иначе им грозит прямая зависимость от туроператоров.
Фибиг отметил, что правительство Германии всецело поддерживает позицию сектора в текущих переговорах с ЕС. Он призвал Берлин активно отстаивать эти интересы в Совете ЕС, где сейчас председательствует Дания. «Более 40% всех пакетных туров в ЕС продаются в Германии», – заявил Фибиг, пояснив, что реформа не должна нанести ущерб основному бизнесу.
Ранее этим летом ДРВ запустила общественную кампанию, направленную на привлечение внимания лиц, принимающих решения в Брюсселе. Фибиг пообещал продолжить эту работу, заявив: «Мы выступаем против излишней бюрократии, против правил, искажающих конкуренцию, и за сбалансированный подход между защитой прав потребителей и экономической устойчивостью».
В позитивном ключе Фибиг упомянул недавнюю корректировку Немецкого фонда гарантирования путешествий (DRSF), которая несколько стабилизировала ситуацию в секторе. Снижение ставок налоговых вычетов до 0,75% с 1 сентября и до 0,5% с 1 ноября он оценил как «важный сигнал для компаний». В среднесрочной перспективе, по его мнению, ставка может снизиться до нуля, и он призвал к большей гибкости в предоставлении гарантий по кредитам.
Несмотря на экономические трудности, Фибиг отметил, что желание немцев путешествовать «остаётся высоким», подчеркнув, что спрос на организованные туры растёт быстрее, чем на самостоятельные поездки. Пакетные туры по-прежнему занимают более 50% рынка, причём особенно популярны такие направления, как Болгария, Таиланд и Египет.
Президент DRV также сообщил о сохраняющейся тенденции раннего бронирования: 40% оборота прошлого зимнего сезона уже продано на предстоящий сезон, особенно востребованы дальние туры и круизы.
Вместе с тем, Фибиг выступил с жёсткой критикой политики Германии в области воздушного транспорта. Он считает, что увеличение налогов и сборов подрывает конкурентоспособность страны. «Некоторые авиакомпании переводят часть своего парка за границу, что вызывает тревогу», – заявил Фибиг, подчеркнув, что авиаперелёты не должны вновь превратиться в роскошь, и доступные авиарейсы являются «основой процветания и мобильности Германии».
Призывая к «реалистичному подходу» к климатической политике, Фибиг отметил, что отрасль осознаёт свою ответственность, но нуждается в политической поддержке для производства экологически чистого топлива. «Чего не хватает, так это устойчивого топлива. Это реальный рычаг», – сказал он, отметив отказ Shell от производства биотоплива как сигнал о необходимости корректировки политики.
Завершая своё выступление, президент ДРВ, готовящийся к отставке, поделился размышлениями о 75-летней истории ассоциации: «Туристический бизнес неоднократно доказывал свою устойчивость. Он объединяет людей, культуры и взгляды». Фибиг заявил, что покидает свой пост «с благодарностью и надеждой».
Турпром рассказывает: история возникновения пакетных туров
История пакетных туров берет свое начало в середине XIX века, когда Томас Кук, британский предприниматель, организовал первую в мире туристическую поездку. В 1841 году он договорился с железнодорожной компанией о льготных ценах для группы из 500 человек, желающих посетить мероприятие в Лестершире. Успех этого предприятия стал отправной точкой для создания туристического агентства Thomas Cook & Son, которое начало предлагать организованные поездки по Великобритании и Европе.
Изначально пакетные туры были доступны только состоятельным слоям населения, но с развитием транспортной инфраструктуры и ростом доходов населения они стали более доступными для широкой публики. В XX веке пакетные туры стали массовым явлением, особенно после Второй мировой войны, когда люди стали больше путешествовать в поисках отдыха и новых впечатлений.
Первые пакетные туры включали в себя только транспорт и проживание, но со временем они стали более разнообразными и включали в себя питание, экскурсии, развлечения и другие услуги. Развитие авиации в середине XX века привело к появлению международных пакетных туров, которые стали популярными среди туристов из разных стран.
В 1950-е и 1960-е годы пакетные туры стали важной частью туристической индустрии. Туроператоры, такие как Butlins и Pontins в Великобритании, предлагали доступные пакетные туры, включавшие проживание, питание и развлечения на месте. Эти туры были особенно популярны среди семей и людей с ограниченным бюджетом.
С развитием технологий и интернета в конце XX и начале XXI веков пакетные туры претерпели изменения. Онлайн-туристические агентства и веб-сайты сравнения цен стали популярными, позволяя туристам самостоятельно собирать свои пакетные туры, выбирая авиабилеты, гостиницы и другие услуги по отдельности.
Однако традиционные пакетные туры по-прежнему остаются востребованными, особенно среди тех, кто ценит удобство, безопасность и надежность. Современные пакетные туры предлагают широкий выбор направлений, отелей и услуг, а также гибкие условия бронирования и отмены. Они также часто включают страховку и поддержку на месте, что делает их привлекательными для туристов, особенно для тех, кто путешествует за границу впервые.
В настоящее время пакетные туры остаются важной частью туристической индустрии, обеспечивая удобство, экономию и безопасность для миллионов туристов по всему миру. Они продолжают развиваться и адаптироваться к меняющимся потребностям рынка, предлагая новые направления, услуги и технологии.
Яна Вараксина
Источник